Когда я провожу обучения по ХАССП, меня постоянно просят дать шаблоны документов.
Как правило большинство считают, что достаточно этих самых шаблонов чтобы разработать ХАССП.
Но давайте разберемся. Если вам нужен шаблон процедуры, например, по управлению документацией или по внутреннему аудиту, то это одно дело. Конечно же удобнее взять чью-то процедуру и переделать ее под свою организацию. Зачем изобретать велосипед?
Но запомните раз и навсегда – нельзя просто купить (взять, одолжить, списать и т.д.) шаблонный ХАССП и считать, что он подойдет для вашей организации. Почему?
- Потому что анализ опасностей и определение рисков на любом предприятии — это всегда очень индивидуально. У вас разное сырье, у вас отличается оборудование, у вас разные производственные условия, и отсюда следует что результаты идентификации опасных факторов у вас будут отличаться!
- Даже если вы пекарня и берете ХАССП пекарни. Будет недостаточно просто взять и поменять название компании и ФИО директора. У вас может совершенно по-разному строиться подчиненность в организации, быть разные структурные подразделения и выполняемые должностные обязанности. А может у вас вообще работает три человека в организации. Такое знаете, микропредприятие.
- Я уже молчу про ассортимент выпускаемой продукции. Например, одна пекарня выпускает только хлебобулочные изделия без начинки, а другая пекарня хлебобулочные изделия еще и с начинками. И вот, вуаля, у вас уже кардинально отличаются риски на производстве.
Еще больше мне нравится, когда говорят, что мы и так знаем где у нас критическая контрольная точка и что нам нужно контролировать. Да, в чем-то я с вами соглашусь. Ведь действительно часто критическая контрольная точка будет на стадии термической обработки продукта. Но и тут могут быть свои нюансы. А что, если эта не последняя стадия термической обработки или возможно конкретно на этом этапе технологического процесса не будет устранение или снижение опасного фактора, потому что его тут просто нет.
Нет, шаблоны — это хорошо. Но нужно понимать точно, что и как использовать. А вот сам анализ рисков и выбор критических контрольных точек, то есть сам ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points) — это всегда специфично для конкретного предприятия. Поэтому его в любом случае вам необходимо разрабатывать самостоятельно.
Сейчас множество компаний предлагают купить шаблоны. И это неплохо. Но в том случае, если эти шаблоны разработаны грамотно и вам объясняют, как их видоизменить и как подстроить под вашу организацию.
Особо весело мне читать в рекламе таких организаций, что пакет таких шаблонов состоит из 150 страниц, а то и больше. Как-будто чем жирнее и толще документ, тем лучше. Это в корне не верно.
Лично я придерживаюсь правила – чем меньше бумаг, тем лучше. Казалось бы, что за чушь? Учитывая тот факт, что один из принципов ХАССП – «документирование всех процедур системы, форм и способов регистрации данных, относящихся к системе ХАССП». Да, но такое документирование не должно выливаться в бумагомарательство и дублирования одних и тех же требований в разные документы. Потому что дело не в количестве, а в качестве. Как бы банально это не звучало.
Видео на тему шаблонов документов по ХАССП
21.10.2019 г.