Ну чтож. Настало время и весь общепит закрыт. Подобное я прогнозировала, наблюдая за действиями зарубежных стран в борьбе с коронавирусом. И сейчас непонятно, когда все вернется на круги своя.
Большинство моих коллег уже высказали свое мнение по поводу доставки еды из ресторана. Мне тоже хочется внести свою лепту.
Не буду писать о том, что необходимо разработать ТУ, СТО оформить декларацию. Я прекрасно знаю реалии нашего общепита и уверенна что большинство организаций общественного питания, не имеют вышеперечисленной документации. Сейчас вы тем более не будете оформлять данные документы. Ведь это дополнительное время и деньги. А контролирующие органы вас сейчас вряд ли будут проверять. Но выживать общепиту как-то надо, поэтому скорее всего большинство перейдут все-таки на доставку.
Я же считаю, важнее сосредоточиться на других мероприятиях, которые могут обеспечить безопасность вашей еды, вашего персонала и конечно же клиентов в это нелегкое время. Именно о данных мероприятиях мне хочется поговорить.
Что делать? Закрываться или перейти на доставку?
Давайте порассуждаем. Вы ресторан, который успешно работает несколько лет. У вас разработаны технико-технологические или технологические карты на вашу продукцию, в которой описан порядок приготовления блюд, вы соблюдаете требования санитарных правил, ваш персонал регулярно проходит медицинские осмотры, у вас есть постоянные и любимые клиенты, которые любят ваш ресторан. Теперь ситуация изменилась. Они не могут прийти к вам, а вы не можете принять их у себя. А еще необходимо выплачивать оклад своему персоналу из каких-то неизвестных запасов в период карантина. Справедливо, нечего сказать.
И тут остается два варианта. Первый вариант: закрыться и уже никогда не открыться. Я понимаю, что это самый пессимистичный вариант. Может вы более-менее спокойно переждёте это время, мир справится с коронавирусом и все будет как прежде. Второй вариант: организовать доставку ваших блюд клиенту.
Можно ли заразиться через пищу?
И так. По информации FDA, отсутствуют доказательства того, что вирус может передаваться через пищу. Но! Мы помним, что вирус не до конца изучен. Поэтому изготовителям пищевой продукции, а мы сейчас говорим про общепит, необходимо проводить дополнительные меры профилактики заболевания.
Я уже писала в своих статьях рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции для пищевых предприятий. Не буду повторять эти рекомендации.
Вот ссылки на предыдущие статьи:
"Предписание для всех предприятий от Роспотребнадзора по профилактике заболевания COVID-19"
"Что делают мои иностранные коллеги, чтобы снизить риски заражения COVID-19"
Мероприятия по снижению рисков заражения COVID-19 в общепите применительно к доставке.
Ниже будут даны дополнительные рекомендации всем предприятиям общественного питания, которые перешли на доставку. Возможно многие из этих пунктов вы уже применяете. Я в этом даже не сомневаюсь.
- В процессе готовки еды, необходимо использовать дополнительные средства индивидуальной защиты - маски, перчатки. Но не забываем о том, что персонал не чувствует загрязнение перчаток во время носки. Поэтому перчатки нужно регулярно менять.
- Используйте бесконтактную доставку. Что это значит? Вы оставляете еду у порога квартиры, на ресепшене, у портье, в вестибюле по договоренности с клиентом.
- Предупреждать своих клиентов, о том, что предпочтительнее бесконтактная оплата.
- Что касается термо-сумок (сумок-холодильников). Давайте представим сколько точек посещает один курьер используя одну и туже сумку? Он ходит с ней по улице, где чихают и кашляют прохожие, ездит с сумкой в общественном транспорте. Правда сейчас скопления людей можно встретить реже чем в обычные времена. Таким образом повышаются риски переноса вируса через подобные предметы. После каждой доставки требуется как минимум дезинфекция внутренней поверхности сумки. Что касается внешней поверхности сумки. Она сделана из матерчатого материала. Что тут можно порекомендовать? Можно попробовать обработку паром. Но, необходимо уточнить у производителя сумок, можно ли подвергать сумку подобной обработке? Не приведет обработка паром к ее деформации? Я бы рекомендовала надевать чехол на сумку, который можно потом выкинуть или постирать. Боюсь вы покрутите пальцем у виска услышав от меня подобную рекомендацию.
- Обеспечить своих курьеров дезинфицирующим средством, перчатками, масками.
- Герметичная упаковка. Стоит уделить этому внимание. Установите пломбу на упакованной продукции. При доставке клиент будет уверен что продукт не вскрывался.
- Думаю стоит пересмотреть меню. На доставку оставьте термически обработанные блюда. В них наименьший риск наличия вируса чем в холодных блюдах, салатах. FDA заявляет о том, что в еде вирусов нет. Я так не думаю. Риски все же есть.
- Одежда курьеров должна регулярно стираться при высокой температуре с применением дезинфицирующих средств. Глажка или обработка одежды парогенератором может также устранить вирусы.
Что делали рестораны в Китае во время эпидемии?
Хочу также поделиться с вами информацией о том, как организовывается доставка еды из кафе и ресторанов в Китае во время эпидемии.
Во время эпидемии также были закрыты все торговые центры, точки общепита. Доставка работала. Таксисты тоже работали. И конечно некоторые точки общепита перешли на доставку.
- При доставке блюда, каждый раз прикладывался ярлык с информацией о том, что температура повара, температура курьера была в норме (см. фото к этой статье).
- Некоторые рестораны работали на вынос. Еда, упакованная в бумажный пакет, выкладывалась на столик за дверью. Посетитель не заходя в помещение ресторана, забирал свой заказ.
- После снятия ограничений на общепит: столики располагались друг от друга на расстоянии около метра и за ним могли сидеть только по одному человеку.
Дополнительная информация для потребителя, который заказывает доставку:
- Пакеты в которых пришла ваша доставка сразу выкидывайте в мусорное ведро.
- Еду переложите из одноразового контейнера в свою посуду. Одноразовый контейнер выбросите в мусорное ведро.
- После этого обязательно помойте руки.
- Не делитесь своей едой. Кстати, рекомендация забавная, но это одна из самых важных рекомендаций для вас. Если хотите поделиться, то разделите еду на порции, чтобы каждый ел из своей тарелки.
- Используйте бесконтактную доставку и бесконтактную оплату!
Заключительное слово:
Мы не знаем как долго продлится данная ситуация. Возможно все вернется к прежнему ритму через пару недель, а возможно нам придется находится в карантинном режиме два месяца, как это было в Китае. Я прекрасно понимаю, что люди, могут остаться без работы, без денег и по итогам могут не пользоваться доставкой, а готовить дома в целях экономии. Поэтому общепиту нужно рассчитывать данные риски и решать самостоятельно вопрос с переходом на доставку. Возможно проще и экономичнее будет свернуть лавочку и дожидаться лучших времен. Решать только вам.
У меня все!
29.03.2020 г.