В своей недавней статье «Глицидол в растительных маслах причина возникновения рака. Правда или миф»? я писала о масле пальмовом. Сегодня же я хочу рассказать про «техническое» пальмовое масло.
В России, большинство людей считают, что к нам в Россию завозят исключительно техническое пальмовое масло. Такое мнение сложилось у людей после многочисленных статей, передач на телевидении о вреде и опасности пальмового масла. Да чего только стоит нашумевший фильм Аркадия Мамонтова под названием "Пальмовые берега". Но об этом чуть позже. А пока давайте обратимся к терминологии и к стандартам. Что значит «техническое растительное масло»?
Что такое "техническое" масло?
В Техническом Регламенте Таможенного Союза «На масложировую продукцию» ТР ТС 024/2011 есть понятие пищевой и непищевой масложировой продукции. В ТР ТС 024/2011 сказано, что «непищевая масложировая продукция предназначена для технических и бытовых целей».
Также, если посмотреть ГОСТы на растительные масла, то вы найдете ГОСТы на такие технические масла как:
- ГОСТ 5791-81 «Масло льняное техническое. Технические условия». Кстати на пищевое льняное масло вообще нет ГОСТ. Только на техническое. Значит ли это что льняное масло, которое продают для пищевых целей все техническое? Думаю нет. Скорее всего оно производится по ТУ или СТО.
- ГОСТ 6757-96 «Масло касторовое техническое. Технические условия».
Теперь понятно? Хотя многие нас уверяли что такого понятия нет, но тем не менее такое название встречается и в ГОСТах, и даже в ТР ТС.
И что это за масло? Техническое масло – это масло которое не предназначено для пищевых целей.
Какие требования к транспортировке растительных масел предъявляются в России?
Какие требования предъявляются к транспортировке растительных масел в нормативной документации?
Смотрим что пишет нам тот же ТР ТС 024/2011:
Конструкция грузовых отделений транспортных средств должна обеспечивать защиту пищевой масложировой продукции от загрязнения. Внутренняя поверхность грузовых отделений транспортных средств должна быть выполнена из моющихся и нетоксичных материалов. Периодичность санитарной обработки и дезинфекции внутренних поверхностей грузовых отделений транспортных средств устанавливается участником хозяйственной деятельности в сфере перевозки пищевой масложировой продукции.
В ГОСТ 1129-2013 «Масло подсолнечное. Технические условия» указано:
Нефасованное подсолнечное масло транспортируют в железнодорожных цистернах, оборудованных нижним сливом, в автоцистернах с плотно закрывающимися люками и других крытых транспортных средствах в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании и условиями договора на поставку продукции.
В ГОСТ 31647-2012 «Масло пальмовое рафинированное дезодорированное для пищевой промышленности. Технические условия» указано:
Пальмовое масло расфасовывают наливом в танк-контейнеры, автомобильные и железнодорожные цистерны, изготовленные из пищевой нержавеющей стали, разрешенной к применению в установленном порядке, с наслаиванием азота. Налив пальмового масла следует осуществлять способом, исключающим эффект аэрации. Танк-контейнеры, автомобильные и железнодорожные цистерны должны быть тщательно зачищены от остатков хранившегося в них ранее продукта, пропарены, вымыты и высушены, не должны иметь посторонних запахов. Не допускается расфасовка пальмового масла в емкости, в которых ранее находились опасные и непищевые грузы.
Обратите внимание, в ГОСТе на пальмовое масло указано что эти самые железнодорожные цистерны, танк-контейнеры должны быть изготовлены из пищевой нержавеющей стали. И что ранее в этих емкостях не должны были находиться опасные и непищевые грузы.
В свое время по этому ГОСТу было множество споров. Большинство производителей масложировой продукции были против этих пунктов. Но ГОСТ тем не менее зарегистрировали.
Размышления автора: тут же задаешься вопросом, почему подобные требования не предъявляются к транспортировке того же подсолнечного масла?
Пальмовое масло, которое продается в России в основном производится не по этому ГОСТ, а по Техническим условиям или Стандартам предприятия. А там уже можно прописать свои требования к транспортировке продукта.
Как ввозится пальмовое масло в Россию?
Все что удалось узнать из открытых источников.
В расследовании передачи «Человек и Закон» сообщалось, что для перевозки пальмового масла используют те же цистерны, в которых перевозят нефтепродукты. Но подобные цистерны используются только после промывки и пропарки. Они как положено обустроены нижним сливом. Посмотрите фото-скрин с той самой передачи. Там приводилось письмо от имени Руководства "РЖД".

Но прошло уже более 10 лет (судя по дате письма). Может сейчас все по-другому?
Как известно, все эти манипуляции с промывкой и пропаркой очень дорогое удовольствие для компаний и как правило дешевле использовать отдельные цистерны, которые используются исключительно для перевозки пищевых грузов. На мой взгляд это логичнее. И мне хочется надеяться что так и поступают предприятия масложировой отрасли. Но как это происходит фактически мы можем только догадываться и надеяться на адекватность производителей.
Какое масло пальмовое завозится в Россию по документам?
Если посмотреть на данные, которые я взяла с сайта Федеральной Таможенной Службы, то можно увидеть, что в Россию из Малайзии в основном поставляется масло со следующими кодами ТНВЭД.
- Код ТНВЭД – 15119099 - масло пальмовое и его фракции, нерафинированные или рафинированные, но без изменения химического состава (наливное сырье)
- Код ТНВЭД 15119019 - масло пальмовое и его фракции, нерафинированные или рафинированные, но без изменения химического состава, но уже в твердой фракции.


По скринам можете посмотреть, что масло пальмовое завозят как и в твердом, так и в жидком состоянии.
Код ТНВЭД на масло пальмовое для технического применения (то есть не для пищевых целей) в I квартале 2020 года я вообще не нашло. Почему я взяла лишь первый квартал? Только потому что сайт долго открывает необходимые вкладки и много виснет. Нужно потратить достаточно много времени чтобы найти нужную информацию. Даже для поиска информации за I квартал я потратила часа 2 не меньше. Вы можете сами проверить эту информацию на сайте http://customs.ru.
О рафинации и дезодорации масел растительных
И так. Когда масло пребывает в Россию на предприятия, то оно проходит стадии рафинации и дезодорации. Если в двух словах, то рафинация – это процесс очистки масел от различных примесей в первую очередь для увеличения его срока годности и улучшения качественных показателей. Процесс дезодорации масел направлен на удаление запаха и вкуса.
Как мне кажется, если масло прошло все стадии рафинации и дезодорации, то его можно считать чистым продуктом, которое можно употреблять в пищу.
Но думаю людям в любом случае нужно знать наверняка? Действительно ли там не будет никаких нефтепродуктов в составе? Для того, чтобы это узнать нужно сдать масло на соответствующий анализ и после этого быть спокойным.
Кто больше всего съедает пальмового масла?

Больше всего закупают пальмовое масло Индия и Китай. Затем идет Евросоюз, Пакистан. Россия как вы видите далеко не в первых рядах.
Резюме
Я не буду делать выводы по итогам статьи. Думаю каждый потребитель сам сделает для себя вывод.
29.04.2020 г.