Я думаю с вопросом обучения персонала сталкивался каждый менеджер по качеству. Почему с обучением возникает так много трудностей?
Тема сложная и глубокая. Я буду рассматривать ее поэтапно. И будут рассматривать через призму своего опыта. Но я как всегда рада обратной связи и вашим отзывам. Делитесь своим опытом!
И так начнем
Самая большая трудность на мой взгляд, это мотивация персонала. «Опять вы нас собираете, от работы отвлекаете» - часто такое можно услышать. А если это еще и что-то новенькое, где мозг закипает, так можете сразу тушить свет. Не потерять внимание сотрудников, это один из важных моментов во время обучения.
И поверьте, не всегда отсутствие вовлеченности персонала во время обучения вина лектора. Вы можете быть интересным лектором, проводить игры, приводить массу интересных и жизненных примеров, а сотрудник в это время будет думать о том, что на его рабочем месте копится все больше и больше работы, ему нужно успеть сделать то и это. Или телефон его не умолкает. Тут не знаешь обучаться или на звонки отвечать. И вообще человек не выспался и хочет есть.
Приведем основные условия для успешного вовлечения персонала в процесс обучения:
- Достаточное время для погружения в процесс обучения. Это не так, как у некоторых обычно бывает. После ночной смены, когда ты мечтаешь уйти с работы, добраться до дома и завалиться спать. Или, когда ты загружен по самое не хочу и понимаешь, что после обучения у тебя еще есть объем работы, который ты должен закончить к определённому времени. Если не закончил – оставайся на работе чтобы доделать. Учеба учебой, а работу никто не отменял. Ну согласитесь, такое часто бывает?
- Сюда же я добавлю необходимый настрой на обучение. То есть ты сыт, не клюешь носом и готов принимать знания.
- Осознание того, что представленные знания будут применимы на предприятии. И что они не для «галочки». А то знаете, как бывает. На обучении рассказывают о том, что ты в конце смены должен сдавать санитарную одежду на стирку, а по факту понимаешь, что на замену другой одежды пока нет. Поэтому менеджеру по качеству, который проводит внутреннее обучение персонала необходимо хорошо понимать проблемы персонала и что мешает им соблюдать требования. Менеджер по качеству должен чаще быть на производстве, следить за работой персонала, за производственными процессами, следить за процессами запуска оборудования, мойкой и т.д. Это необходимо для того, чтобы потом в процесс обучения включить конкретные примеры, обучить персонал как поступать в тех или иных случаях. Да бывает и так, что все условия для соблюдения требований имеются, а сотрудник просто плохо выполняет свою работу. Но это уже отдельно рассматриваемый вопрос.
- Обучение — это еще и общение с персоналом. Во время обучения вы можете расспросить персонал о том, что им не хватает для того чтобы лучше выполнять их работу. Продемонстрируйте что вы хотите погрузиться в их проблемы и помочь им разобраться с этим.
- Конечно же важен процесс обучения, как он выстроен. Если вы будете монотонно что-то рассказывать, то вас будет слушать от силы процентов 10. Поэтому делайте перерывы, проводите практические задания, играйте в игры. Это весело, это поможет вам растормошить людей. Важно получать обратную связь. Поэтому периодически спрашивайте, все ли понятно? Дайте им понять, что это не страшно если что-то непонятно, нужно задавать вопросы. В конце обучения проводите тестирование. Это дает вам представление о том, насколько материал был усвоен.
- Было бы самым лучшим решением, если вы сможете детализировать свое обучение по персоналу. Что имеется ввиду? Обучение рабочего персонала цеха – это одна программа, обучение технической службы – это другая программа, обучение ИТР – это еще одна программа, обучение ответственных за мониторинг ККТ – это также отдельная программа. Это важно именно по той причине, что «боли» разных подразделений могут отличаться. И программа обучения безусловно тоже.
- И самое интересное для персонала – это его поощрение. При этом я говорю сейчас не о денежном вознаграждении. Хотя и это имеет место быть. Но с денежным вознаграждением нужно быть аккуратным. Иногда оно может работать и в минус. Поощрение может выражаться в похвале и в продвижении по службе. Продвижение по службе не везде применимо и не на всех должностях. Но где это уместно – хорошая мотивация. А вот похвала – это всегда приятно. Поверьте, я сама такая. Люблю, когда меня хвалят даже больше чем деньги))
Итог
Как вы видите из приведенных пунктов, много зависит от высшего руководства, от корпоративной культуры самого предприятия. Там, где руководство заинтересовано в результатах работы на долгую перспективу – там и будут внедряться все вышеперечисленные пункты.
В следующей части мы рассмотрим оформление процесса обучения и методы подтверждения проводимого обучения.
Жду ваши комментарии! Знакомы вам приведенные примеры? Как вы справляетесь с вовлеченностью?
У меня все!
16.06.2021 г.
Рекомендую к прочтению следующие статьи: