Многих сейчас беспокоит тема чипизации населения, а я вам хочу рассказать про чипизацию товаров. Хорошо я так завернула, да?)
И так. О чем речь товарищи?
В начале как всегда про «нормативку».
Напоминаю, я специалист по качеству в пищевой промышленности, поэтому речь пойдет про «чипизацию» в пищевой сфере, а в этой статье конкретно речь пойдет про молочную отрасль.
Есть у нас такое Постановление Правительства РФ от 29.06.2019 N 836 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации». Если вкратце, то данное положение предусматривает проведения эксперимента по маркировке молочной продукции двухмерным матричным штрих-кодом DATA MATRIX.
При этом, данный эксперимент должен был проводиться до 31 марта 2020 года, но я так понимаю в связи с ситуацией с новой коронавирусной инфекцией, эксперимент перенесли на конец года – до 31 декабря 2020 г. При этом, с 20 января 2021 года цифровая маркировка будет уже обязательна для некоторых видов молочной продукции.
Также в постановлении говорится, что ООО «Оператор-ЦРПТ» будет участвовать в эксперименте на безвозмездной основе. Главная его задача в проекте – разработка требований к информационной системе и обеспечение защиты информации.
Что это за организация ООО «Оператор-ЦРПТ» и что такое «Честный знак»?
Организация ООО «Оператор-ЦРПТ» - это дочерняя компания Центра развития перспективных технологий. Это проект государственно-частного партнерства, учреждён госкорпорацией Ростех в лице концерна «Автоматика» (25%) совместно с USM («ЮэСэМ Технологии», 50%), и структурой А. Галицкого «Элвис-Плюс групп» (25%). И именно «Оператор-ЦРПТ создал единую национальную систему цифровой маркировки «Честный знак».
«Честный знак», как уже было сказано выше – это национальная система маркировки. Выглядит он как двумерный матричный штрих-код (см. фото ниже). И в этот штрих-код зашита вся информация о продукте - например наименование товара, полный перечень сырья, из которого был произведен товар, страна происхождения сырья, номер партии, код ТНВЭД и так далее. Эдакий паспорт на продукт. Чем вам не чипизация?
При этом данный штрих-код наносится на каждую единицу товара.
Для чего нужна эта информация? Как утверждают создатели, для обеспечения прослеживаемости товара и отсечения контрафактного продукта.
На своем же сайте ЦРПТ предлагает оборудование и программное обеспечение для маркировки и прослеживаемости от компании ТрекМарк. А вот ТрекМарк в свою очередь – это компания, созданная этим же ЦРПТ, Российском Фондом прямых инвестиций и швейцарской компанией SICRA при партнерстве Госкорпорации Ростех. Ничего не смущает? Лично меня смущает многое. Например тот факт, что ЦРПТ предлагает свое же оборудование за немаленькие деньги (порядка 5-6 млн рублей на одну линию) молочным компаниям с целью обеспечения этой пресловутой цифровой маркировки. И вот это утверждение в постановлении №836 что ООО «Оператор-ЦРПТ» участвует в эксперименте на безвозмездной основе теряет свой смысл. Еще смущает тот факт, что в создании ТрекМарк принял участие Российский Фонд прямых инвестиций. А вот Фонд между прочим был создан в 2011 году при непосредственном участии Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Тут как говорится, выводы делаете сами, друзья-коллеги.
Теперь главный вопрос, во сколько это обойдется производителю?
В апреле этого года РБК провел вебинар с представителями разных отраслей. Те, кто уже в цифровой маркировке и те, кто на пути к цифровизации. Речь шла в том числе о том, во сколько обошлось внедрение системы и отразилось ли это на цене товара. Напомню, с 1 июля 2020 года обязательна цифровая маркировка для табачной и фармацевтической отрасли. Меня конечно удивили ответы представителей табачной и фармацевтической отраслей. Они сообщили что это стоило порядка 18 млн рублей (один из примеров) и что это совершенно не сказалось на цене товара. И так легко они об этом сообщали, как будто это не 18 млн, а какие-то 180 тыс. рублей. Я понимаю, что наверно это большие гиганты и для них эти суммы незначительны. Но все же? Вы верите в это? Я с трудом. Также слово дали руководителю инвестиционно-технологического холдинга Original Group. Original Group предлагают оборудование и ПО для маркировки на основе технологии TRACK&TRACE. Да, хорошо, что необязательно устанавливать оборудование конкретного поставщика. Тут уже были озвучены более реальные и адекватные цифры. Ну по крайней мере после 18 млн рублей это воспринимается более оптимистично. Так, генеральный директор Original Group Равиль Гимадиев поведал, что оснастить небольшую линию специальным оборудованием и необходимым программным обеспечением встанет организации как минимум в 600 тыс. рублей – 1 млн. 200 тыс. рублей. Если говорить про линию, с большой производительностью, то это будет стоить до 2,5 млн. рублей. И это только на одну линию, без учета стоимости ежегодного обновления ПО.
Знаете, что, вот эти 600 тыс. рублей небольшая сумма для серьезных игроков рынка. Но для мелкого бизнеса, это внушительная сумма. В условиях нынешнего кризиса, тем более. Поэтому мое мнение, не все смогут остаться на плаву в данных условиях.
Какие опасения есть с цифровой маркировкой молочной продукции?
На вебинаре также выступил представитель молочной отрасли - Георгий Житмарев, заместитель генерального директора молочного завода «Пискаревский». Ведь это эксперимент, помните? И изначально в этот эксперимент вписались такие компании как – «Вакинское Агро», ГК «Галактика», «Шахунское молоко», Курское молоко и вот этот самый Пискаревский молочный завод.
Георгий Житмарев сообщил, что не видит смысла в этой маркировке, так как в целях прослеживаемости продукции и в целях устранения фальсификации уже применяется учет во ФГИС «Меркурий». Также вся необходимая информация уже фиксируется на этикетке и DATA MATRIX тут никакой особой роли не сыграет. Также установка соответствующего оборудования повлечет за собой еще и реконструкцию цеха, что также влетит в копеечку. И это не может отразиться на цене конечного продукта.
Помимо этого, штрих-код не всегда четко наносится на упаковочный материал. Это зависит от вида упаковочного материала, наличие конденсата на упаковке, толщины упаковочного материала, температуры продукта. А неверная маркировка на продукте повлечет за собой убытки. Ведь до сей поры цифровая маркировка балы введена на таких товарах как обувь, шуба, табачная продукция, которая не является скоропортом. Представьте ситуацию. Неверная маркировка товара во время производства - длительность процесса производства, так как нужно время на повторную маркировку, отбраковку, отсюда следует задержка выпуска и большое количество брака. Или товар промаркирован верно, уехал в торговую сеть, но в процессе транспортировки произошло незначительное замятие, маркировка стёрлась и прочее. Товар не могут принять в торговую сеть и возврат уже не сделаешь так как сроки годности очень короткие. Что тут сказать, молочники снова являются первопроходцами среди пищевиков, на которых наша система ставит эксперименты.
ФГИС «Меркурий» и «Честный знак». В чем разница?
В свое время, когда Меркурий появился, было множество споров, негодования среди производителей. И их опасения понятны и обоснованы. Но по итогам – система худо-бедно внедрена. Она не идеальна, в ней куча косяков. Достаточно заглянуть в чат «Ветис Меркурий» в телеграм, чтобы в этом убедиться. И ведь на многие вопросы Россельхознадзор до сих пор не может ответить. Ветеринарные врачи РССН порой спрашивают совета по работе в системе у производственников, хотя должно быть ровно наоборот.
Ну я тут не об этом. Многих интересует, зачем нужен «Честный знак» если уже есть Меркурий?
В цифровой маркировке будет больше информации, и она будет доступна потребителю. Главное иметь телефон, доступ в интернет и соответствующее приложение. Меркурий же больше для производителей, поставщиков. Для тех, кто «варится» в этой системе.
Кстати, для справочки, с 3 марта 2020 года Система Меркурий была интегрирована с учетной системой «Честный Знак».
Какие способы нанесения цифровой маркировки сейчас предлагает рынок?
В основном рассматривается два способа.
- Нанесение штрих-кода DATA MATRIX на производстве.
- Печать штрих-кода DATA MATRIX в типографии заранее.
У каждого способа есть свои минусы.
Первый способ: нанесение штрих-кода DATA MATRIX на производстве.
Об этом я писала выше. Это дорогостоящее оборудование и невозможность маркировки на любом виде упаковочного материала.
Второй способ: печать штрих-кода DATA MATRIX в типографии заранее.
DATA MATRIX включает в себя переменные данные. Например, дата производства, дату окончания срока годности. И не все типографии могут обеспечить выполнение подобного заказа. По словам того же Георгия Житмарева, из 10 типографий только одна подтвердила возможность печати цифровой маркировки получая все данные по продукту заранее, в том числе дату производства и дату окончания срока годности. Зная, как осуществляются заказы упаковочного материала на практике, мне трудно представить, как можно заранее дать данные по количеству заказа, датам производства, да еще и получить упаковочный материал вовремя. Как правило такие заказы необходимо делать как минимум за неделю до производства. И желательно чтобы упаковочный материал отстоялся перед использованием. Возможно не все виды упаковочного материала, но кашированная фольга точно. Иначе будет много брака. А еще включите сюда очередь на такие заказы и все становится совсем запутанным и трудно выполнимым.
Итоги
Если загляните в мою статью на ЯД «Вся правда о "техническом" пальмовом масле в России» можете почитать кучу негативных отзывов о российской продукции, о том что российский народ травят, о том что настоящего сливочного масла сейчас не найти. И вот пожалуйста, дорогие мои, скоро вы будете спокойны, так как будет введена цифровая маркировка товара. Но при всем при этом, это приведет как минимум к повышению цен на продукцию и как максимум с рынка уйдут компании, которые не смогут выполнить требования постановления.
Но утверждать, что "честный знак" позволит снизить долю контрафактной продукции, я бы не спешила. Это спорный вопрос. В действительности, цифровая маркировка не повлияет на содержимое продукта. Написать можно что угодно, как говорится.
Не хочется думать о плохом. Я надеюсь, что будут предложены решения проблем и все закончится не такой большой кровью как это выглядит сейчас.
У меня все!
Советую к прочтению:
ФГИС "Меркурий" - зачем вообще это нужно?
Глицидол в растительных маслах причина возникновения рака. Правда или миф?